Культура Кыргызстана берет свои корни в глубокой древности. Огромное влияние на её становление оказали тюркские племена, которые мигрировали в раннем средневековье с территории Алтая и Восточного Туркестана. До XX века среди киргизов существовало родоплеменное деление. Некоторые киргизы и сегодня придерживаются этой традиции. Это проявляется даже в разделении киргизов на южных и северных. Обычаи и традиции южных киргизов Ферганской долины и Восточного Памира отличаются от традиций северных киргизов, населяющих районы Тянь-Шаня, Прииссыкулья, и районы рек Чу и Талас. Характер господствующего хозяйственного уклада – кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили глубокий отпечаток на материальную культуру киргизов. Жилища, традиционная одежда, пища – все это определялось необходимостью частых передвижений.

Поселения

Культура КыргызстанаДо вхождения киргизов в состав Российской империи основным типом поселений были аулы, причем, вследствие своего кочевого образа жизни они передвигались с места на место.

Но в советское время киргизы стали постепенно оседать, что привело к коренному изменению их образа жизни. Сегодня основная часть киргизов ведёт оседлый образ жизни, переезжая в большие города, но при этом в горах и сельских местностях до сих пор существуют традиционные аулы.

Одежда

Традиционная одежда киргизов претерпела множество изменений за время своего развития. Как и в других сторонах материальной культуры, в киргизской одежде отчетливо проступают особенности, которые в прошлом были свойственны отдельным племенным и территориальным группам, также её отличают своеобразные черты, характерные для одежды кочевников. В широком употреблении была одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, изготовлявшейся из шкур, войлока и кожи домашних и диких животных.

Традиционным в костюме киргизов является войлочная шапка – Ак-калпак (белый колпак), характерная как для костюмов мужчин, так и для женских костюмов. Другим исконно киргизским элементом одежды является верхняя войлочная одежда с рукавами – кементай и белые войлочные сапоги. Замужние женщины надевали набедренную юбку – белдемчи, полы которой сходились спереди. Так же среди мужчин и женщин был распространён кафтан – чапан, со стоячим воротником. Так же следует отметить, что среди элементов женского костюма была почти полностью расшитая нитками рубашка – жака и традиционная конусообразная женская шапочка, которую надевали в торжественных случаях. Мужчины носили штаны из выделанной кожи или замши, которые имели несколько названий – чалбар, кандагай, жалгак шим. Самой распространённой обувью у киргизов были сапоги с высокими голенищами и узкими, чуть загнутыми кверху носами.

Семья и брак

Семья и брак у киргизов тесно взаимосвязаны с патриархальным укладом их жизни. У киргизов наряду с малой патриархальной семьёй существовала так называемая большая семья, когда на одной территории жил целый род, начиная со старейшины семьи и заканчивая самыми младшими её членами.

Заключению брака предшествовало сватовство. В прошлом существовал обычай, когда сватали малолетних детей, или же договаривались поженить еще не родившихся. Как и многих других восточных народов за невесту требовался калым. И даже сегодня современные киргизы придерживаются этого обычая.

Рождение ребенка отмечается обязательным угощением – жентек, состоящим из национального лакомства боорсок и лепешёк с топленым маслом. Через неделю после ребенка кладут в бешик (колыбель). Это событие отмечается небольшим празднеством – бешик – той. На 40-й день устраивается еще один праздник, где на ребенка надевают рубашечку, сшитую из 40 лоскутов, собранных у соседей и купают в 40 ложках воды. Все эти обряды направлены на то, чтобы сохранить и защитить жизнь ребенка.

Духовная культура

Культура КыргызстанаДуховная культура каждого народа хранится из поколения в поколение в виде традиций и обычаев, а так же устного творчества и письменных памятников. Из-за кочевого образа жизни киргизы оставили после себя не так много письменных свидетельств, но зато из поколения в поколения они передавали свои эпосы и предания. Наиболее крупным произведением киргизского героического эпоса является поэма «Манас». Она представляет собой большую по объёму трилогию, собранную в результате творчества многих поколений сказителей – манасчи. До XIX века поэма передавалась в устной форме, и даже сегодня в Киргизии послушать знаменитый эпос и насладится таланом искусных сказителей собираются огромные массы людей. Сказители могут рассказывать поэму по нескольку дней. Основной сюжетной линией поэмы являются подвиги богатыря Манаса.

Культура киргизов богата и разнообразна. Она сочетает в себе в большей степени элементы кочевой культуры, но при этом отдельные регионы Киргизии (юг страны) исконно земледельческие. Подобное сосуществование уникально и характерно только для Среднеазиатского региона.

Использованы материалы сайт : http://www.advantour.com

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация