В этом году участники Госпрограммы переселения из Грузии неожиданно столкнулись с серьёзной проблемой - в некоторых регионах им отказались продлевать визы до получения разрешения на временное проживание. Об этой проблеме «Русскому веку» рассказала основатель «Русского общества «Родник» в Грузии» Вера Кузнецова, которая уже много лет помогает соотечественникам переехать на историческую родину.

- Расскажите, чем занимается ваша организация?

- Русское общество «Родник» существует в Грузии уже 20 лет и входит в состав Координационного совета российских соотечественников Грузии. КСОРСГ создан с целью укрепления взаимодействия между русскоязычной диаспорой и исторической Родиной, сохранения этнокультурной самобытности проживающих в Грузии соотечественников, консолидации, защиты прав и интересов русскоязычной общины Грузии. Поэтому сохранение русской культуры и русского языкового пространства - это основная задача и нашего русского общества «Родник».

Русский язык стали сначала мягко, а потом довольно жёстко вытеснять, выдавливать из всех сфер - именно выдавливать. Во времена Саакашвили это было просто ужасно, сейчас стало чуть-чуть помягче, полегче.

- А как сейчас можно охарактеризовать состояние русского языка в Грузии?

- Скажем так - на троечку с минусом. Но что я хочу отметить: в последнее время - примерно год - заметно возрос интерес к русскому языку. Более того, когда молодёжь в Грузии берут на работу, они проходят собеседование, и получают рабочие места те из них, кто помимо английского и других иностранных языков, владеют ещё и русским. Я сама даже была приятно удивлена, когда недавно в банке я обратилась к работнику на грузинском языке, а мне ответили по-русски.

В Грузии остались русские школы. Около 27 школ есть в Тбилиси, хотя это ужасающе мало для большого города. Например, частная школа «Интеллект» в Тбилиси, где учатся все дети российских дипломатов и те представители местного населения, которые желают получить именно русское образование. Конкретно у нас в Рустави остались только две школы, где есть русские секторы. Русские школы остались в Батуми. И русские школы также остались в местах компактного проживания азербайджанцев, потому что у грузинских азербайджанцев всё-таки ориентация на Россию, хотя они и граждане Грузии.

Мы сейчас имеем потерянное поколение, которое даже на самом низком бытовом уровне не владеет русским языком. Но при этом многие обращаются к нам за консультациями по поводу переезда в Россию. Особенно очень популярна программа обучения в российских вузах. К сожалению, на всю Грузию дают всего лишь сто бюджетных мест. Очень много желающих получить медицинское образование - как первоначальное, так и последующее в ординатуре.

- Кроме того, ваше общество и вы лично очень активно занимаетесь программой переселения соотечественников в Россию. Насколько эта программа популярна в Грузии?

- Очень популярна. Я этой программой плотно занимаюсь уже с конца 2008 года. На II Всемирном конгрессе соотечественников в 2006 году нам каждому в портфель положили пакет с документами по Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников. И мы одними из первых начали по ней работать.

Самыми первыми по этой программе у нас уехали духоборы, которые компактно проживали в Грузии. Переехали они на свою историческую родину в Тамбовскую область. Потом произошли известные события 2008 года - российское посольство закрылось, некоторое время не работала консульская служба. Но тем не менее в конце 2008 года состоялся круглый стол в Баку, на который пригласили руководителей общественных организаций в том числе и из Грузии. Там я уже подробно познакомилась с этой программой, со всеми её нюансами.

Программа меня настолько заинтересовала и настолько она оказалась популярной у населения, что я даже предприняла самостоятельные личные поездки в некоторые регионы, куда приглашали соотечественников. Я побывала в Калуге, в Челябинске, в Воронеже, Липецке, Петрозаводске, где общалась с представителями местных властей, отвечающих за реализацию Госпрограммы переселения.

- И где, на ваш взгляд, наиболее успешно она реализуется?

- Отличная реализация этой программы в Калуге и в Воронеже. Там со мной охотно общались в местных департаментах занятости. Когда возникает какой-то вопрос, я звоню им и консультируюсь, советуюсь, и они мне подсказывают, как лучше сформулировать ответ на тот или иной вопрос в анкете переселенца. В других регионах встречаешься с чиновниками, выясняешь, какие там особенности по программе переселения, договариваешься о взаимных контактах, но при отправке анкет получаешь отказы. Вот вроде настолько учтены все пожелания региона, выполняем все пункты - приходит отказ. И это тем более странно, когда в регионе уже живут члены семьи, которые желали бы воссоединиться. И есть к тому же гарантийные письма по предоставлению работы.

Также на круглых столах была высказана идея проведения видеоконференций с регионами вселения. Например, прежде чем я поехала в Челябинск, мы провели видеомост с Челябинской областью, потом со Свердловской областью, с Еврейской автономной областью, с Республикой Карелия. На такие видеомосты в нашем офисе собирались по 20-30 человек. Я всегда объясняю потенциальным переселенцам, что общие вопросы примерно одинаковы для всех регионов. А на видеоконференциях можно задать должностным лицам те вопросы, которые интересуют человека, желающего переехать в конкретный регион.

- Вы обратились к нам в редакцию по поводу конкретной проблемы, которая возникла у участников программы в Магаданской области. Почему людям приходится оттуда возвращаться назад в Грузию?

- На всех видеомостах, круглых столах, конференциях всегда говорилось, что если наши переселенцы по каким-то причинам не успевают получить разрешение на временное проживание в период действия визы, то визу будут продлевать на месте. Как известно, виза в Россию даётся на 90 дней. За это время переселенцы должны успеть доехать, зарегистрироваться, пройти медкомиссию, заполнить документы и сдать их на РВП. И через 50-60 дней они получают разрешение на временное проживание.

Теоретически вроде бы можно уложиться в срок действия визы. Но практически это не всегда удаётся. И когда остаётся 10-15 дней до окончания визы, переселенцам на местах их обычно продлевают. Всё шло хорошо до этого года. В этом году у нас поехали люди в Магадан - где Грузия, а где Магадан - понятно, что и расстояния, и цены на билеты внушительные. Сначала поехали муж с женой - они много лет провели там, но не смогли оформить документы. К тому же у них там сын живёт. И за время действия визы им не успели оформить РВП. В ответ на просьбу продлить визу чиновники им ответили: у нас нет законодательного акта, где прописано, что вам на месте нужно продлевать визу, возвращайтесь назад. Жене при этом разрешили остаться, а мужу пришлось ехать назад в Грузию и там продлевать российскую визу.

Следом за ними в Магадан уезжает семья - муж с женой и двое маленьких детей. 7 октября у них заканчивается виза и им также предлагают вернуться назад. За десять дней до окончания визы я обратилась за помощью к российскому консулу. Проштудировали все постановления - да, нигде не прописано продление визы переселенцам на месте.

Мы с консулом отправили в Магадан кучу ссылок на указы и постановления по Госпрограмме. В результате семья не стала возвращаться, а наняла местного адвоката. Надеемся, им удастся решить эту проблему.

Сейчас туда от нас уехали двое молодых мужчин. У них виза пока не закончилась, но скорее всего, проблемы с продлением визы будут и у них. Дело в том, что на приём документов у переселенцев в магаданском отделении МВД по вопросам миграции выделен всего один день в месяц. И если человек не успел попасть на приём, ему целый месяц приходится ждать следующего. А время-то теряется. Неужели нельзя организовать как-то по-другому приём документов по переселению?

К тому же не только граждане Грузии едут по программе переселения. Едут и из Австралии, из Германии. Как им быть, если не продлевают визу на месте?

- С этой проблемой вы обратились в МВД, какая реакция?

- Я обратилась в МВД в Главное управление по вопросам миграции и объяснила ситуацию, что нужен какой-то отдельный документ для чиновников на местах по продлению визы переселенцам, чтобы они могли им руководствоваться. В МВД тоже удивились, что такого документа нет. Меня там очень внимательно выслушали, записали все претензии. Теперь жду решения этого вопроса.

Кроме того, у нас в Грузии в консульской службе с 2006 года прекращен прием документов на разрешение временного проживания, как это делается в других консульских представительствах. Если бы после получения статуса переселенца, люди, не выезжая в регион, собрали бы пакет документов на РВП и сдали в консульстве, подождав определенное время, получив визу РВП, уже спокойнее ехали бы в регион вселения. Это сняло бы очень много проблем и с трудоустройством. Без РВП работодатели не берут на работу переселенцев.

Дело в том, что подобная ситуация случилась не только в Магадане. В Самаре была та же проблема. Но этот регион хоть не очень далеко, люди вернулись и продлили визы в Грузии. Недавно молодой врач-невропатолог поехал по программе переселения в Тульскую область. Там тоже возникла такая проблема, но благодаря вмешательству из Москвы она разрешилась. В Рязань тоже врач поехал, и ему не стали продлевать визу, сославшись на некий документ, в котором сказано, что гражданам Грузии РВП дают через шесть месяцев. Но это касается частных лиц, а по Госпрограмме дают в течение 60 дней.

В ближайшее время я собираюсь по личным делам поехать во Владивосток. И обязательно зайду в местные органы власти, которые занимаются программой переселения. Тем более, что Приморский край, Находка приобретают популярность у переселенцев. Уже два человека из Грузии туда уехали. Интересно будет посмотреть, как они там устроились.

Источник: http://ruvek.ru/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация