Год назад Указом Президента был дан старт новому этапу в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как сегодня действует новая редакция Программы, какие возможности предоставляет тем, кто решил переехать в Россию, журналу «Русский век» рассказал директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона РФ А. В. Журавский.

- Александр Владимирович, в чем, с Вашей точки зрения, главные преимущества новой редакции Программы переселения? Способна ли она придать Госпрограмме динамичный импульс?

- Уже понятно, что интерес к новой редакции огромный, и это, разумеется, не случайно. По сравнению с предыдущим вариантом Госпрограммы она обладает большим запасом гибкости, потенциалом мер, способных учитывать разнообразный спектр реальных потребностей и возможностей будущих переселенцев, а также регионов, готовых их принять. Впервые правительство определило список приоритетных регионов переселения – это регионы Сибири и Дальнего Востока. Для соотечественников, которые решили переехать именно туда, установлены весьма значительные суммы подъемных - сегодня это для участника Госпрограммы 240 000 рублей, для каждого члена его семьи – 120 000 рублей. Средства выдаются в два этапа, но с их помощью уже можно вступить в ипотеку, приобрести жилье.

Нынешняя Программа дает возможность считать территорией вселения весь субъект Российской Федерации, а не только, как раньше, некоторые его части, муниципальные районы или сельские поселения. И очень многие регионы, разрабатывая свои Программы, следовали именно этой рекомендации.

Еще один чрезвычайно важный момент: если раньше соотечественник мог переселиться только на условиях трудового найма, то есть лишь при наличии определенной для него вакансии, то теперь это условие снято. Человек может переехать, чтобы получить образование, начать свой бизнес, самостоятельно найти работу и строить карьеру. Он может переселиться не один, а вместе с группой участников Госпрограммы для ведения, например, сельского хозяйства или создания бизнес-структуры.

Еще несколько лет назад на очередном форуме интеграции соотечественников, МИФИСе, мы ставили вопрос о том, что соотечественник, прибывший в Россию и ожидающий получения гражданства не должен платить колоссальные налоги, как иностранный гражданин. Сейчас законодательно он приравнен к резиденту РФ, то есть, как и все мы, платит 13-процентный налог. Это большое преимущество, радикально облегчающее жизнь переселенца на первом, подчас самом трудном этапе.

Существенно расширен и круг членов семьи участника Госпрограммы – дети, в том числе и приемные, родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, их дети и т.д. Все это позволяет человеку, который решил связать свою судьбу с Россией, почувствовать гораздо больше свободы в собственном выборе и построении своего жизненного плана, нежели раньше.

- Сколько соотечественников, по вашим прогнозам, может принять участие в Госпрограмме?

- В прошлом году мы ожидали где-то в районе 50 тысяч, но переселилось 62 тысячи человек. За три квартала 2013 года переселилось более 18 тысяч человек, которые получили свидетельства участника Госпрограммы еще до 31 декабря 2012 года. Дело в том, что нынешний период в определенной степени является переходным. За эти месяцы мы прошли большой путь в подготовке огромного массива разного рода нормативно-правовых актов, регионы разрабатывают и утверждают новые Программы. По данным ФМС России уже более 22 тысяч человек подали заявления на участие в Госпрограмме в 2013 году. Гораздо больше людей готовы участвовать в Программе, но ждут, пока интересующие их регионы утвердят свои проекты.

- Каким образом проходит процесс разработки и утверждения региональных Программ, из каких этапов складывается?

- Субъекты федерации на основе типовой региональной Программы, которая была утверждена правительством, разрабатывают собственную Программу. В ней должно быть определено, какова будет территория вселения, представлена экономическая ситуация по муниципальным районам, характеристика рынка труда и многое другое. Особое внимание уделяется действующим в регионе проектам развития промышленного, агропромышленного или образовательного кластера. Все это необходимо учитывать при определении общей стратегии Программы.

Потом документ поступает в Министерство регионального развития, отвечающее за разработку и согласование региональных Программ. Если раньше нам приходилось в течение многих месяцев согласовывать проекты  более чем с двадцатью различного рода ведомствами, то теперь круг значительно сузился. Согласование требуется в пяти-шести ведомствах, в зависимости от того, какие именно проекты задействованы в региональной Программе. После завершения всех доработок, если таковые необходимы, проект должен быть согласован правительством.

И наконец, проекты Программ утверждаются на местах, визируются главой субъекта Федерации. Три десятка регионов уже прошли все этапы, их программы действуют, и соотечественники могут переселяться. Еще более десятка уже согласованы Правительством и проходят утверждение в субъекте. И еще 15 – на различных стадиях согласования. Думаю, что до конца года не менее 50 регионов будут готовы к участию в обновленной Программе.

В этом процессе задействованы и федеральные и региональные структуры, так как в самих Программах есть позиции, относящиеся к полномочиям субъекта федерации и к компетенции федерального центра, который осуществляет софинансирование Программы. От количества переселенцев в тот или иной регион зависят и расходы федерального бюджета, из которого оплачиваются проезд, провоз багажа, транзит до территории вселения, подъемные, а также частично субсидируются расходы на мероприятия, которые субъект закладывает в свои Программы. Кстати, не менее 70% всех расходов субъекта должно идти на помощь переселенцам – медицинское и социальное обслуживание, компенсация найма жилья или процентов по ипотеке, помощь в трудоустройстве и переобучении и т.д.

- Насколько государство и регионы, в частности, заинтересованы в притоке переселенцев?

- Практически, все регионы в той или иной степени вовлечены в реализацию Программы. Другое дело, что она имеет не только общественно-политическое значение, не только восстанавливает историческую справедливость по отношению к соотечественникам, у которых есть желание переселиться в Россию. Наше государство предоставляет им такую возможность, но ведь мы должны учитывать и вопросы социально-экономического развития субъектов федерации. Когда речь идет о переселении 100-200 человек, это вряд ли может повлиять на стратегию и тактику региональной политики. А когда мы говорим о тысячах переселенцах, это уже влечет существенные изменения, которые необходимо учитывать. Это потенциал и демографический, и трудовой, и образовательный – комплексное изменение ситуации. Многие регионы предусматривают дополнительное финансирование, в зависимости от того проекта, который актуален в регионе. Если, например, местные власти заинтересованы в развитии агропромышленного комплекса и хотят именно в этот сектор привлечь соотечественников, то могут отдельно прописывать участие переселенцев в различных программах, скажем, по лизингу сельхозинвентаря, по субсидированию. Некоторые регионы для работников бюджетной сферы – врачей, фельдшеров, учителей - могут предоставлять жилье, особенно в сельской местности.

Наши соотечественники - это не трудовые мигранты. Они приезжают не на заработки, они приезжают в Россию, чтобы здесь жить, чтобы строить свой дом, приезжают с детьми, с семьями. У нас есть примеры, когда соотечественники-переселенцы становились главами муниципальных образований.

Конечно, государство крайне заинтересовано в том, чтобы переезжали люди, которые потенциально способны быстро адаптироваться, чья культурная традиция не вызывает никаких проблем и конфликтов с местным населением, а процесс интеграции проходит самым естественным образом.

Должен сказать, что сама по себе Госпрограмма очень эффективна. Несколько лет назад было немало критиков, упрекавших нас в ее дороговизне, и приходилось много полемизировать на эту тему. Мы посчитали абсолютно все расходы из бюджета, связанные с переселением, и оказалось, что в среднем один переселенец обошелся в 2012 году государству в 17,5 тыс. рублей. А ведь в результате мы получаем трудоспособного гражданина, которого государству не надо было растить, воспитывать в детском саду, обучать в школе и вузе, давать рабочую специальность и т.д. Так что даже самые ярые наши критики вынуждены были признать, насколько Госпрограмма эффективна и полезна для страны.

- А как выглядит сегодня социальный портрет переселенца?

- Приезжают люди, в общем, достаточно мобильные, раз они приняли такое сложное решение и сумели его реализовать. Больше 50 процентов - это русские люди. 60 процентов в возрасте до 40 лет. Пенсионеров приезжает не так много, но и они теперь тоже без проблем могут стать участниками Госпрограммы. Когда необходимым условием было обеспечение трудового найма, сложности у них возникали большие. Чаще приезжают семьями из трех человек. Основная часть переселенцев - с высшим и средним образованием. Больше всего переселенцев из Казахстана, Туркменистана, Молдавии, Украины.

Я думаю, что новая Программа, за счет своей гибкости, изменит эти среднестатистические показатели. Количество переселенцев расширится за счет приезжающих молодых соотечественников. У них достаточно преференций, например, в получении образования. Молодой человек или девушка может поступить в вуз, стать участником Госпрограммы и уже через полгода быть гражданином РФ. Совершенно другие жизненные обстоятельства, другой статус. Образование ведь - не просто обретение компетенции, это все-таки жизненная школа, а для государства - еще и возможность приобрести нового специалиста, молодого гражданина. Это хорошая инвестиция.

- С какими главными проблемами, на Ваш взгляд, придется столкнуться в ходе реализации новой редакции Программы?

- Знаете, узкие места всегда проявляются уже на практике. И надо быть к этому готовыми. Что Госпрограмма позволяет человеку сделать достаточно эффективно? Она дает возможность быстро переехать, быстро, в течение 4 месяцев, максимум полугода, получить гражданство (на что без участия в Госпрограмме уйдет несколько лет) и создает условия, чтобы государство на раннем этапе переселения о тебе заботилось. Но дальше, все равно, человек сам должен выстраивать свою жизненную стратегию и тактику.

Соотечественников всегда интересовало три (кроме проблемы безопасности, конечно) вопроса. Где работать? Где жить? Как и где дать образование детям? По степени приоритетности они могут выстраиваться и в другом порядке. Я, например, знаю случаи, когда русские люди, занимавшиеся в Казахстане средним бизнесом, уезжали в Россию, потому что понимали - в прежних условиях их детям будет сложно построить свою карьеру, у нас же они могут получить хорошее образование и широкие перспективы. Но как бы то ни было, именно эти три вопроса становятся ключевыми для каждого переселенца.

Естественно, очень остро стоит жилищный вопрос, и, к сожалению, не только для переселенцев. Некоторые регионы, к примеру, пытаются найти определенный выход в создании центров временного размещения переселенцев, пионером тут выступила Калининградская область. Разумное решение, но нужно исходить из того, что это именно временный вариант. Жизненная стратегия соотечественника, тем более семейного человека должна базироваться на приобретении или строительстве собственного дома, квартиры.

Конечно, когда речь идет о десятках тысяч людей, всего предусмотреть невозможно – разные условия, разные судьбы. Новая редакция Госпрограммы не дает готовых ответов на все вопросы, но она предоставляет реальные возможности для собственного конструктивного выбора. Можно выбрать небольшой поселок или крупный мегаполис, сравнить рынки труда, цены на недвижимость в тех или иных регионах, оценить перспективы образования и массу других составляющих, которые и определят будущую биографию твоей семьи. Я думаю, это главное для человека, способного отвечать за себя и своих близких.

Журнал «Русский век», №4, 2013 г.

Источник :  http://www.ruvek.ru

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация