П А М Я Т К А

соотечественнику, желающему принять участие

в долгосрочной  целевой программе «Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 -2015 годы»

 

Статус соотечественника, дающий право на участие в Государственной программе

Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. № 179) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Согласно положениям указанного Федерального закона к соотечественникам относятся:

• российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;

• лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Соотечественники в соответствии с установленными Государственной программой условиями могут оформить свое участие в ней как в иностранном государстве (государстве своего постоянного проживания), так и на территории Российской Федерации.

Для участия в Государственной программе соотечественник и члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого разрешения является необходимым).

Соответствие необходимым для участия в Государственной программе требованиям устанавливается на основании представленных соотечественником документов и иных материалов, характеризующих личность заявителя, его профессиональные навыки и умения и является основанием для проведения дальнейшей работы по вопросу участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе.

В случае предоставления недостоверных данных соотечественнику и членам его семьи может быть отказано в участии в Государственной программе.

Права и обязательства участника Государственной программы

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания на территории Российской Федерации, с учетом наличия места работы, предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство, установленного Правительством Российской Федерации образца, сроком действия на 3 года.

Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства переселенца, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения, в том числе:

1) на компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом и провозом личного имущества от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации, выбранном участником Государственной программы для переселения.

Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

а) уплату консульского сбора за оформление визы;

б) оплату проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских перевозок;

в) оплату провоза личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи железнодорожным или морским транспортом при условии использования регулярных маршрутов грузовых перевозок, в том числе уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи, при вывозе личного имущества с территории иностранного государства в Российскую Федерацию.

Выплата компенсации расходов на проезд осуществляется в размере, определяемом исходя из фактических, документально подтвержденных расходов, но не более стоимости проезда:

а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой категории;

б) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а также в автобусе с мягкими откидными сиденьями;

в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса воздушного судна;

г) внутренним водным транспортом - в каюте II категории речного судна;

д) морским транспортом - в каюте III группы морского судна регулярных транспортных линий.

Компенсации подлежат фактические расходы на проезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи, подтвержденные проездными документами, но не выше тарифов, предусмотренных при прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии такового - в пределах стоимости проезда по соответствующему маршруту. Расходы, понесенные участником Государственной программы и (или) членами его семьи в связи с уплатой страховых взносов и иных дополнительных услуг, в том числе связанных с оформлением проездных документов, не компенсируются.

Выплата компенсации расходов на провоз личного имущества железнодорожным транспортом осуществляется в размере, не превышающем стоимости перевозки:

а) 5-тонным контейнером - для семьи до 3 человек включительно;

б) двумя 5-тонными контейнерами - для семьи от 3 до 6 человек включительно;

в) тремя 5-тонными контейнерами - для семьи свыше 6 человек.

При определении размера компенсации расходов учитываются также расходы участника Государственной программы и (или) членов его семьи на провоз личного имущества автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории Российской Федерации узловой станции либо порта до следующего места отправления либо места назначения.

 При провозе личного имущества морским транспортом с использованием 5-тонных контейнеров либо в случае, если в иностранном государстве, с территории которого переселяются участник Государственной программы и (или) члены его семьи, 5-тонные контейнеры в грузоперевозках не используются, разрешается использовать иные контейнеры. В этом случае компенсация расходов осуществляется в размере, не превышающем стоимости провоза личного имущества железнодорожным транспортом.

2) на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации (за выдачу разрешения на временное проживание и вида на жительство; за рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и выдачу соответствующих документов; за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации).

3) на получение единовременного пособия на обустройство («подъемных») в размере 20000 рублей участнику Государственной программы и по 10000 рублей членам его семьи.

Данная категория выплат (единовременное пособие на обустройство, компенсация транспортных расходов, компенсация расходов на уплату государственной пошлины) не распространяется:

- на соотечественников, проживающих в Российской Федерации                  на основании вида на жительства  и ставших участниками Государственной программы;

- на членов семьи соотечественника, проживающего в Российской Федерации и ставшего участником Государственной программы, при наличии у этих членов семьи вида на жительство в Российской Федерации. 

4) Участникам Государственной программы  и членам их семьи предоставляются следующие меры поддержки с целью обустройства, трудоустройства и закреплению на территориях муниципальных образований:

- оказание содействия трудоустройству и занятости соотечественников;

- предоставление дополнительных гарантий (услуг) в сфере социальной защиты населения (Территориальные отделы социальной защиты населения);

- компенсация расходов по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию переселенцев до получения ими российского гражданства;

- компенсация расходов по нострификации дипломов, получению сертификатов специалиста, повышению профессионального уровня специалистов в области здравоохранения (Министерство здравоохранения);

- компенсация расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения участнику Программы;

- компенсация расходов по оказанию переселенцам медицинских услуг (до получения ими статуса временного проживания).

Участник Государственной программы и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, имеют также право:

-