Портал «Русский век» продолжает рассказывать о том, как наши соотечественники возвращаются на Родину. Сегодня своей историей делится Татьяна Радионова. Семь месяцев назад семья Татьяны, как говорит она сама, просто собрала чемоданы, села в поезд и уехала из Кривого Рога на Дальний Восток, в деревню Екатериновка, что под городом Находка в Приморье.

Просто собрались, просто сели в поезд… Но просто ли это было на самом деле? Дадим слово Татьяне. Послушаем ее рассказ, такой искренний и безыскусный; рассказ, в котором все, от первого до последнего слова, святая правда. Попытаемся прочувствовать то, что пришлось пережить Татьяне, ее детям и внуку, чтобы, наконец, обрести Родину.

- Татьяна, я очень рада тому - и думаю, что многие наши читатели разделят мою радость - что вы, наконец, у себя на Родине, что полку будущих граждан нашей страны прибыло. Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье - очень хочется узнать, какие люди едут в Россию. Я думаю, что для такого переезда, как ваш, необходимы недюжинные сила воли, сила духа и смелость.

- По национальности я русская, мои родители были родом из России: мама из Брянской, отец - из Курской области. После войны они приехали в Кривой Рог, приехали из Новокузнецка, где работали на металлургическом комбинате, там познакомились и поженились.

Тогда на Украине восстанавливались шахты. Отец посадил мою маму на скамейку в парке и сказал: «Жди». Вернулся он к вечеру. За это время нашел работу на шахте, снял жилье. Так началась их жизнь на Украине. Тогда никто не смотрел - русский ты, украинец или еврей. Жили все дружно, делились последним. Трудные, но такие счастливые годы. Я родилась в 58-м. Школа... Я всегда думаю о том, как нас правильно воспитывали тогда. Мы учили три языка - русский, украинский, английский. Я прекрасно знала украинский язык, свободно писала и разговаривала, очень любила украинскую литературу. Никто никого не притеснял в языковом общении. Мы читали правильные книги, тогда вообще много читали. Понимали, что такое Родина, как страшна война, и знали, что войны больше не будет.

Отец умер в 49 лет, он ведь был фронтовик, да и работа в забое здоровья не прибавила. Мама ушла из жизни позже. Мои родители очень скучали по России, но побывать им на Родине не довелось. Вот так мы жили, работали, детей рожали. Я 36 лет проработала на огромном металлургическом комбинате, занималась контрольно-измерительными приборами и автоматикой. Там же и мой сын, Женя, ему сейчас 29 , отработал 11 лет. Моей дочери Валерии - 35, она с красным дипломом закончила медучилище. И еще у меня есть внук Илья, ему уже 4 года. Это сынок Валерии.

- Жили, а потом…

- Первые «звоночки» начались вскоре после распада Союза. Уже тогда потихоньку начали поднимать голову националисты, общество потихоньку начало делиться на «своих» и «чужих». Чужие - это не чистокровные украинцы. Сколько стычек происходило у меня на работе, когда люди, рядом с которыми я отработала 30 лет, вдруг начали говорить о том, что Россия - это второй сорт, что все лучшее создано на Украине. Славная история у Украины, лучшие писатели, композиторы, очень прекрасное будущее ждет Украину. И отлично, что мы теперь не с Россией. Мы, мол, сами сделаем свою страну, мы будем в Европе, а не в этой отсталой России...

С каждым годом эти разговоры становились все громче, людей, говорящих подобное - всё больше. Я понимала, что остаюсь в меньшинстве, меня не хотят слышать, мне затыкают рот, мне начали говорить: «Не нравится - вали в Россию.». И неправда что то, что случилось на Украине, произошло вдруг. Это готовилось все 23 года, вырастало новое поколение, уже по-новому сформированное, иначе думающее, по-другому настроенное. Майдан стал последней точкой.

Меня часто спрашивают: «Почему вы уехали? У вас же не стреляли? У вас войны не было.». Но стало гадко и страшно - по улицам ходят в футболках с портретом Путина и надписью всем известной, выбривают себе тризуб на головах...Стали все разговаривать только на мове. Привожу ребенка в детсад: «Доброе утро!» - говорю, «Добрый ранок!» - воспитатель отвечает. Внук из сада приходит и говорит: «Слава Украине!» Это в 3 года.

Дом, где я жила, находится по соседству с высоткой, где жили практически все военные. Летом прошлого года они стали загорело-черные, форма обтрепанная. Возвращались с войны. Постоянно хотелось подойти и спросить: «Ну что, счастлив ты? Сколько людей положил в Донбассе?». Возле дома моего был Дворец культуры. Начали там флаги вывешивать жовто-блакитные, с траурными лентами. Сначала эти ленты снимали периодически. Потом, видно, надоело туда-сюда лазить, так и висели, в трауре постоянно. И кругом - ненависть, страшная ненависть. К России, к Путину, к русским.

Боролись мы, как могли. Однажды утром выхожу во двор и перед тем домом, где жили вояки, на всю площадку огромными буквами написано: «На небе Бог, а на земле Россия! Смерть бандеровцам!». Это дочь ночью написала. Ругала ее, конечно. Сильный риск. У сына на работе стали уходить на войну, некоторые - даже добровольно. Потом приезжали на побывку, приходили в цех, рассказывали, как воюют. И еще началась мобилизация. Стало страшно, что могут сына во все это вовлечь. Или тюрьма, или убийство мирных людей, или… Решение уехать пришло после Одессы, после страшного 2-го мая. Собрались мы на семейный совет и стали решать, как жить дальше. Ехать! И, конечно, только в Россию. На Родину.

- Почему вы решились на переезд не в ту область, от которой недалеко до границ Украины, а в самую-то даль, в Приморский край? Обычно граждане Украины предпочитают центр или юг нашей страны, может быть, надеясь вернуться в родные города и села. И как вы решились? Страшно было?

Когда начался весь этот ужас с Майданом, я написала брату в Приморье: «Витя, добром это не кончится, будет война». Он не поверил: «Тань, да у вас ведь город рабочий, металлурги, шахтеры. Они не позволят.». Позволили. Днепропетровск в 150-ти километрах от нас, областной город. Там и обосновался весь «Правый сектор» под крылом Коломойского. Людей так запугали, что голову поднять боялись. Но я-то, наивная, надеялась, что умные люди еще есть. Вот как то ВКонтакте, когда местные правосеки объявили о том, что у них сбор намечается, я написала, что заводские работяги уже приготовились, арматура есть, чтобы отбиваться, что не дадут в Кривбассе майдан фашистский устроить. Моментально (в течение десяти минут) были вычислены место работы сына, мои данные. И пошли угрозы: «Да мы вас уроем, ждите гостей, за вами уже выехали.». Пришлось срочно закрывать квартиру, переезжать жить на дачу, закрывать все страницы в соцсетях.

Мы знали, что если что-нибудь случится с нами - никто не поможет. После разгона «Беркута» ни о какой милиции и речи не могло быть, их правосеки тоже гоняли. После этого я в игры с «Правым сектором» не играла. Знаете, на каких авто они рассекали по городу? Черные огромные внедорожники, разукрашенные эмблемами. Сколько людей бесследно пропало.

…Начали мы смотреть в интернете все, что связано с беженцами и переселенцами. Я все группы каждый день просматривала - как складывается судьба тех, кто уехал, куда можно двигаться? Конечно, самый правильный для нас вариант - подавать запрос на участие в программе переселения через российское консульство, для этого нужно было ехать в Харьков. Но мы поняли, что все это может затянуться надолго. Минимум - 3-4 месяца, максимум - «до неизвестно».

Жить в аду больше не было ни сил, ни желания. Конечно, уезжали мы навсегда. Нужно было выбрать регион, где все-таки было бы проще получить документы на легальное проживание и затем - российское гражданство. И чтобы не было проблем с работой для детей. Я-то уже с 50-ти была на пенсии, правда, работала все время.

Почему все-таки Приморье? Здесь, недалеко от Находки, живет мой двоюродный брат с семьей. Видела я его всего раз в жизни, еще в молодости. Через соцсети нашла его, списались. Он знал, что мы собираемся уезжать. Когда решили ехать на Дальний Восток, я написала ему об этом. Он ответил: «Раз решили, приезжайте.». Написал о том, что жилье здесь дорогое и цены выше, чем в других регионах. Но решение было принято - и отступать и бояться было уже поздно.

Нужно было срочно решать вопрос с недвижимостью, с вещами. У нас были три однокомнатные квартиры, моя и моих детей, дача. В каждой квартире, естественно, была мебель, бытовая техника, много того, что наживалось годами. За два месяца продали квартиры и кое-что из мебели. Отдавали просто за копейки, лишь бы продать. Остальное подарили соседям, подругам. Кстати, о том, что уезжаем, молчали до последнего. Когда я позвонила своей бывшей сотруднице (с которой мы много-много лет дружили и, казалось, любили друг друга), чтобы сообщить, что уезжаем в Россию, услышала: «Что, к Путину едешь?». И началось… Поэтому больше никому ничего не говорила и детям сказала, чтобы молчали. С работы все рассчитались за неделю до отъезда, купили билеты до Москвы.

20 октября сели в поезд и уехали - практически в никуда.

Страшно было? Очень! Но еще страшнее было оставаться. Есть у меня в «Одноклассниках» подруга, Таня Кудрявцева. Я ее не видела ни разу в жизни, просто как-то сошлись в мыслях, в интересах и подружились. Сама она живет в Бишкеке, но на момент нашего отъезда она гостила у сына в Москве. И когда возник вопрос, где остановиться на случай, если придется ночевать в Москве, она предложила свою помощь. Если честно, я не особо рассчитывала на это. И представьте себе - перрон почти освободился, остались мы - трое взрослых и ребенок, 15 огромных сумок. И вдруг смотрю - женщина мечется, рукой машет. Я поняла, что это Таня! Она приехала за нами с другом своего сына. Вещи были перевезены на другой вокзал, сданы в камеру хранения. Билеты мы купили на следующую ночь до Владивостока. Нас накормили, искупали, дали ночлег. Мир полон добрых и отзывчивых людей.

И вот мы в поезде. Семь суток в плацкартном вагоне через всю Россию. Здравствуй, Приморье!

- Вы обосновались в деревне под Находкой. Соотечественников часто пугают тем, что тех из них, кто собрался переезжать в Россию, загоняют в деревни чуть ли не силой, а в тех деревнях волки бродят по улицам, а в сельпо одни ржавые гвозди и окаменевшие пряники продаются. Как вам, горожанке, деревенская жизнь?

Да, брат забрал нас ночью во Владивостоке, привез к себе домой. Это от Находки девять километров. Вечером был праздник - собрались все родственники. Мы впервые увидели своих родных, а они - нас.

Стали мы жить в деревне, для нас была заранее снята квартира. Сразу после приезда поехали в райцентр, встали на миграционный учет. Когда я зашла в кабинет сотрудницы ФМС, то не смогла сдержать слез. Мы так настрадались, что если с документами возникли бы какие-то проблемы, наверное, я не выдержала бы напряжения. Но сотрудница стала успокаивать: «Не надо плакать, все будет хорошо. Главное - терпение.». И начался процесс получения документов. Были кучи разных медкомиссий, справок, бумаг. Это время, деньги и - да, терпение. Наконец, в феврале мы получили РВП на три года.

Все это время искали жилье. Я перерыла весь интернет, все сайты по продаже жилья. Варианты все не находились, но однажды ехали машиной по деревне - снега валом, немного застряли. Смотрю - висит объявление «Продается» и номер телефона. Позвонила, узнала цену, соседка дала ключи. Зашли, посмотрели и решили: «Будем жить здесь».

Что такое деревня в Приморье? Я не жила в деревне никогда, не знаю всех плюсов и минусов по сравнению с деревней в центральной России. Здесь все по-другому. Екатериновка находится среди сопок, сопки здесь со всех сторон, куда голову не поверни. Дома в деревне разные. Есть богатые, есть не особо. Мы купили полдома со своим двором и землей. В доме давно никто толком не жил. У нас теперь три большие комнаты, кухня с печью, пристройка и веранда. Огород по весне разработали, рассаду всего, что можно, родственники и соседи дали. Имеем: картошка выше пояса, цветет; клубнику свою едим; лук и зелень - свои; перец, баклажаны, кабачки, огурцы, помидоры - всё на подходе. И даже арбузы.

В деревне есть своя поликлиника, шесть магазинов продуктовых, в которых есть все. Несколько магазинов хозяйственных и промтоварных, два детских сада, школа. В один из садиков ходит мой внук. Взяли его без проблем. В каждой семье есть автомобиль - и не один. У племянницы на двоих с мужем - три авто.

- Итак, вы собираетесь остаться в России - получили РВП и готовите документы на участие в программе переселения соотечественников. С какими проблемами вы столкнулись, решая вопросы оформления легального статуса на территории России, как обстояло дело с устройством на работу?

Проблемы... Нужно было решить, кто идет, как участник программы, а кто - как члены его семьи. Меня сразу предупредили, что желательно, чтобы это был молодой человек. Решили сына главой назначить. Но вот проблема номер один: без документов о гражданстве РФ на официальную работу берут неохотно. А то, что предложили в центре занятости - или далеко, или зарплата совсем низкая… Зато дочь нашла работу во Владивостоке, на о. Русский. Там при университете прекрасная клиника. Пока ее оформили санитаркой-буфетчицей, но на днях пригласили к начальству и предложили курсы при университете на медсестру МРТ. Конечно, она с радостью согласилась. Живет при университете в общежитии, на выходные приезжает домой, повидаться с нами и сыном. Вот теперь ее и будем оформлять, как участницу программы. Пока других проблем не вижу.

- Русская пословица говорит, что переезд - это небольшой пожар. А у вас этот «пожар», на первый взгляд, отнял всё - жилье, имущество, какую-то стабильность. Что же вы получили взамен?

Это был даже не пожар. Это - столкновение планет. Либо пан, либо - пропал. Четвертого ноября, всего через четыре дня после приезда, мой брат повез нас на праздник, День народного единства, который проходил в прекрасном зале вновь построенного Дома творчества. И вот, когда в самом начале программы начал играть гимн России, весь зал встал, и мы всей семьей встали. Я начала рыдать. Я плакала всю программу - от гордости за свою страну, Россию, от гордости за себя, потому что смогла в свои 56 лет поднять, организовать свою семью и без потерь уехать из ада под именем Украина, от гордости за своих детей и внука.

Стоило ли перенести столько невзгод, чтобы плакать от счастья при звуках гимна Родины? Конечно - да! Мы смотрим в будущее с оптимизмом. И все у нас есть и будет. И ни одного раза никто не пожалел ни о чем. Спасибо всем!

Источник: http://www.ruvek.ru/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация