Сахалинская область по итогам 2016 года сумела добиться того, что доступно лишь единицам субъектов РФ на Дальнем Востоке - роста численности населения. Это, впрочем, не снимает проблемы с дефицитом квалифицированных кадров, привлекать которые сахалинскому бюджету всегда помогали возможности выплаты неплохих «подъемных» и льгот на предоставление жилья. В фокусе внимания здесь традиционно - работники нескольких отраслей, но, как выяснилось этой весной, не энергетики: проект обеспечения жильем на областные средства работников будущей Сахалинской ГРЭС-2 неожиданно забуксовал.

На восток - за «квадраты» и рубли

За последние несколько десятилетий Дальний Восток признается самым депопулирующим макрорегионом в России. В 1991 году его населяло 8,06 млн человек, в 2000-м - 6,91 млн, в 2016-м - 6,19 млн. Самый тяжелый «демографический удар» пришелся на 90-е: с 1991 по 2010 годы население ДФО по официальным данным всероссийских переписей уменьшилось сразу на 1,8 млн человек (22%). Государство никогда не считало ситуацию нормальной, а с недавних пор начало пытаться и воздействовать на нее - главным образом потому, что Дальний Восток объявлен территорией притяжения крупных инвестиций, а любому производству нужны кадры.

В конце прошлого года Минвостокразвития и «Агентство по развитию человеческого капитала» (АРЧК) подготовили проект концепции демографической политики на Дальнем Востоке, предполагающий стабилизацию численности населения на уровне 6,2 млн человек к 2020 году и увеличение численности населения до 7 млн человек к 2030-му. В документе отмечается, что «для решения задач по опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока требуется принятие нестандартных решений в управлении демографическими процессами».

Но и стандартные решения тоже пока никто не отменял. Привлечь человека на работу в отдаленный регион можно двумя ключевыми преимуществами - хорошим размером регулярных выплат и предоставлением жилья. Бесплатный «дальневосточный гектар» и «подъемные» здесь могут идти только в нагрузку. В конце 2015 года исследовательский центр SuperJob провел исследование, согласно которому мотивацией для переезда на Дальний Восток для большинства опрошенных явилась бы «частичная или полная дотация оплаты аренды жилья» (62%), «надбавки к зарплате, более ранний выход на пенсию и повышенная пенсия» (59%) и «предоставление беспроцентной ипотеки для покупки жилья в новом месте» (53%).

Беспроцентной ипотекой из дальневосточных регионов может порадовать переселенцев, да и то не всех, пока лишь один субъект - Сахалинская область. Заместитель руководителя регионального агентства по труду и занятости населения Римма Борисова объясняет, что льготный беспроцентный ипотечный заем предоставляется за счет средств АО «Сахалинское ипотечное агентство» для желающих переехать на Курильские острова. Курилы вообще получают усиленную поддержку в части привлечения кадров. Так, областной бюджет выплачивает специалистам социальной сферы, желающим переселиться на гряду, пособия размером более 1 млн руб. В 2016 году на Курилы удалось привлечь 20 квалифицированных врачей, учителей, работников культуры и соцзащиты, в планах на 2017-й - уже 34 специалиста и расширение мер поддержки, в частности, установление компенсаций на аренду жилья.

Впрочем, Курилы - это даже для Сахалина особый случай.

Сахалинский рост при дефиците

За последние полтора десятилетия Сахалинская область потеряла в численности населения около 14%: по оценке Росстата, число постоянных жителей острова снизилось с 569,2 тыс. человек в 2000 году до 487,3 тыс. человек в 2016-м. Ничего необычного в такой статистике для дальневосточных регионов, напомним, нет - схожая картина наблюдается по всему ДФО. Однако в минувшем году области наконец-то удалось переломить отрицательный тренд. По оценке Росстата, опубликованной в середине марта, к 1 января 2017 года численность населения впервые за долгие годы выросла - с 487 293 человек до 487 344. Подобной положительной динамикой из всех субъектов ДФО может похвастаться только Якутия, чья демографическая модель, впрочем, всегда отличалась от субъектов-соседей.

Вместе с тем, рост населения отнюдь не означает роста числа квалифицированных специалистов. Римма Борисова признает, что число экономически активного населения в области продолжает падать. По-прежнему востребованы опытные инженерно-технические специалисты, медицинские работники, квалифицированные рабочие, владеющие смежными специальностями, новыми технологиями, в том числе на сезонные работы - в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве, перечисляет чиновник.

Именно из-за сохраняющегося дефицита кадров регион с 2017 года вступил в программу повышения мобильности трудовых ресурсов - она позволяет софинансировать затраты работодателей на привлечение специалистов из-за пределов субъекта. В текущем году областной бюджет готов потратить 3,7 млн руб. на компенсационные выплаты по привлечению 22 специалистов. Еще 6,8 млн руб. будет выделено из бюджета субъекта на выплаты по программе переселения соотечественников из-за рубежа - этот механизм также дает региону работников с опытом, востребованных на рынке труда, подчеркивает Римма Борисова: это инженеры, врачи, педагоги, работники культуры, квалифицированные рабочие.

Кроме того, привлечь работников в конкретные отрасли призваны точечные меры - единовременные компенсационные выплаты и льготы, которые может себе позволить сахалинский бюджет. К примеру, по программе кадрового обеспечения системы здравоохранения Сахалинской области, сообщили EastRussia в региональном минздраве, уже привлечено 400 врачей, в 2017 году будет трудоустроено еще 120, а до конца 2020 года в сумме регион рассчитывает получить 770 врачей-специалистов и 1500 специалистов среднего звена. Врачи первичного звена, прибывающие на Сахалин, могут рассчитывать на «подъемные» от 780 тыс. руб. до 1,3 млн руб., иных категорий - от 725 тыс. руб. до 1,1 млн руб. «Специалисты обеспечиваются служебным жильем, для врачей - специалистов первичного звена предусмотрена возможность его приватизации»,- уточняют в минздраве.

По-своему пытаются решить проблему с кадрами и в сельском хозяйстве. В этой отрасли бюджет готов обеспечить до 500 тыс. руб. «подъемных» на обустройство молодого специалиста, имеющего высшее образование, и до 250 тыс. рублей - имеющего среднее специальное образование. Еще по 125 тыс. руб. и 62,5 тыс. руб. соответственно выплачивают работнику сельскохозяйственные организации. А под конкретные проекты задействуется и механизм обеспечения сотрудников жильем, уточняют в областном минсельхозе. Так, для работников новой молочной фермы на 1 тыс. голов в селе Раздольное, которую строит АО «Совхоз Корсаковский», строится жилой поселок на 50 одноэтажных трехкомнатных домов. Строительство стартовало в августе 2016 года, 10 домов первой очереди уже сданы, к ним подводятся сети, вторая очередь - на стадии проектирования.

Но обеспечить бюджетным софинансированием потребности в новых кадрах всех отраслей и перспективных проектов на Сахалине, увы, не получается.

ГРЭС новая, проблемы старые

В 2012 году правительством области и «РАО ЭС Востока» подписали соглашение о взаимодействии в рамках строительства одного из четырех новых объектов генерации на Дальнем Востоке - Сахалинской ГРЭС-2. Новая 120-мегаваттная станция стоимостью более 34 млрд руб. должна заместить устаревшие мощности и стать одним из ключевых факторов развития региона. Энергетики взяли на себя обязательство построить сам энергообъект, а власти региона - возвести для персонала ГРЭС жилые дома и все необходимые социальные объекты. В проект вошли новые трехэтажные дома, которые должны появиться на месте ветхий строений и огородов, школа на 100 мест, детсад на 110 мест, спортивный зал, дом культуры и другие объекты культурного, торгового и бытового назначения.

Строительство ГРЭС началось в 2015 году в 5 км от села Ильинское, объект намечено сдать в 2017 году. А вот с сопутствующей инфраструктурой неожиданно возникли проблемы.

В феврале заместитель гендиректора по стратегии и развитию ПАО «Сахалинэнерго» Андрей Шаварин сообщил, что строительство жилья и коммунальных объектов для будущих работников ГРЭС-2, финансируемое бюджетом Сахалина, «идет с большим запозданием, а по социальным объектам сроки пока не определены, но сдвинулись за пределы 2019 года». Представитель компании объяснил, что в 2017 году власти пообещали сдать 273 квартир, а по факту требуется 342. Часть работников согласилась переехать с закрывающегося объекта - Сахалинской ГРЭС, но им нужно жилье. Всего для обслуживания станции, по подсчетам энергетиков, потребуется около 400 специалистов.

По словам начальника департамента управления персоналом ПАО «Сахалинэнерго» Виктории Месензовой, сложившаяся ситуация - признак того, что «электроэнергетическая отрасль региона вынуждена самостоятельно решать свои кадровые проблемы на фоне серьезной поддержки региональными властями кадровой политики в области сельского хозяйства, социальной сферы и государственного управления».

Для закрепления на предприятиях энергетики молодым специалистам необходимо проработать как минимум три-пять лет на низовых должностях, говорит Виктория Месензова, но привлечь таких сотрудников может не просто зарплата, а «то, в каких условиях будет проживать семья: найдется ли работа для жены, можно ли будет устроить ребенка в детский сад, какое качество образования в школе, будет ли возможность водить детей в развивающие центры, кружки, спортивные секции». И ситуация с Сахалинской ГРЭС-2 здесь очень показательна.

По данным кадровых служб «Сахалинэнерго», большая часть персонала будущей электростанции будет сформирована за счет работников существующей Сахалинской ГРЭС в Поронайском районе. Согласие на переезд на новое место пока выразили около 275 сотрудников,  будут нужны еще 157 человек. И жилье для них - один из определяющих факторов. «Безусловно, программа повышения мобильности трудовых ресурсов частично поможет в решении кадровой проблемы для Сахалинской ГРЭС-2. Однако именно наличие жилья, дошкольного образовательного учреждения, спортивного комплекса и досугового центра - это минимальные условия для привлечения и закрепления работников на электростанции. А без квалифицированных кадров невозможно обеспечить качественную эксплуатацию мощного и высокотехнологичного энергообъекта»,- объясняет представитель компании.

В сахалинском правительстве перспективы строительства инфраструктуры для ГРЭС-2 разъяснить так и не смогли.

«Сокращение финансирования социальной инфраструктуры станции полностью идет в разрез с программой демографического развития Дальнего Востока. И несколько удивительно, ведь Сахалинская область - это самый богатый на всем Дальнем Востоке регион. Более того, что касается демографической политики, здесь применяются очень хорошие меры в отношении многодетных»,- говорит заведующий научно-учебной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ Высшая школа экономики Андрей Коротаев.

«Сложившаяся ситуация - это попросту нонсенс для Сахалина. Даже если возникают какие-либо сложности с федеральным финансированием в рамках инвестиционных проектов, Сахалин обычно выступает с инициативой предоставления взамен своего собственного финансирования, конечно, при условии дальнейшего взаиморасчета с федеральным бюджетом, но все же. Оно и неудивительно - у Сахалинской области деньги есть»,- согласен гендиректор Центра развития регионов Игорь Меламед. По его мнению, задержки со строительством инфраструктуры можно связать лишь «с какими-то внутренними вещами, в том числе - с переносом средств регионов на какие-либо другие объекты». «Приоритет региона смениться никак не мог - несомненен тот факт, что без Сахалинской ГРЭС-2 области в ближайшее время будет очень тяжело. Понятно, что не только ей на Сахалине нужна социальная инфраструктура, но она - один из самых приоритетных для региона проектов, в частности, с точки зрения обеспечения инфраструктурой»,- добавляет эксперт.

Информационно-аналитическое агентство «Восток России»

Источник: http://www.ruvek.ru

Пресс-служба «Россия в Кыргызстане»

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация