В начале октября в Душанбе прошло заседание постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ по социальной политике и правам человека (МПА СНГ).

Напомним, что названный орган был учрежден еще в 1992 году, соглашением, подписанным главами парламентов республик Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Российской Федерации и Узбекистана; позднее к нему присоединились Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина.

В мае 1995 года главы государств СНГ подписали Конвенцию о МПА СНГ, в соответствии с которой МПА СНГ получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов СНГ.

В настоящее время Межпарламентская ассамблея СНГ является консультативным органом для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес, и занимается принятием законодательных актов, а также приведением законодательств СНГ в соответствие с мировыми стандартами.

МПА СНГ также принимает рекомендации по гармонизации и сближению законодательств национальных государств.

Пленарных заседаниях МПА СНГ проходят два раза в год в Таврическом дворце, куда приезжают и делегации национальных парламентов, наблюдатели от международных и общественных организаций. Принятые на заседаниях МПА СНГ модельные законодательные акты и рекомендации направляются в национальные парламенты для использования их при подготовке новых законов и внесении изменений в действующее законодательство. И, как свидетельствует практика, эти документы успешно используются в законотворческой деятельности национальных парламентов.

За годы деятельности МПА СНГ было принято более 200 документов, обеспечивающих реальное сближение национальных законодательств, в их числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный модельные кодексы, общая часть Налогового модельного кодекса и несколько глав Специальной части. Решения МПА СНГ и ее органов вырабатываются на основе консенсуса, что позволяет принимать взаимоприемлемые документы.

НА заседании Постоянной комиссии МПА СНГ в Душанбе специалисты рассмотрели проекты модельных законов "О защите репродуктивных прав граждан", новую редакцию законопроекта "О миграции трудовых ресурсов", "О путях и возможности активизации участия негосударственного сектора в регулировании процессов трудовой миграции" и другие.

Наибольший интерес вызвал законопроект "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ", направленный на "обеспечение прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Он содержит 25 статей, каждая из которых представляет немалый интерес.

Например, статья 2 "Термины и понятия, используемые в Акте". В ней, как в любом законопроекте, детально разъясняются термины "государство въезда, трудоустройства, принимающее государство". А также - "государство выезда, происхождения, государство постоянного проживания" и многое другое, имеющее отношение к трудовой миграции.

Особое внимание вызывает самая обширная статья 7 "Основные права трудящихся-мигрантов в государстве трудоустройства". В ней перечислены основные права трудящихся-мигрантов и членов их семей, которых насчитывается более 30 пунктов.

Среди эти прав: равенство с гражданами государства трудоустройства; на получение образования; на доступ к культурной жизни; на социальное обеспечение (ВСЕ виды пособий и выплат по болезни, беременности и родам, рождения ребенка, наравне с гражданами страны трудоустройства; на получение безвозмездной скорой и иной медицинской помощи, причем, подчеркнуто, что расходы несет государство трудоустройства.

Также трудящимся-мигрантам должна обеспечиваться свобода вероисповедания, создание ассоциаций и организаций, равенство при приеме на работу.

Статьей 11 "Принцип равенства" еще раз подчеркивается права мигрантов "выбирать род деятельности, в том числе предпринимательской", равные права при приеме на работу, в оплате, режиме и охране и труда, вопросы соцзащиты будут "определяться с соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями, участниками которых являются государства въезда и выезда".

Мигрантам гарантируется обращение в суд и другие органы для разрешения споров социально-трудовым вопросам.

Запрещается строго дискриминация мигрантов и членов их семей по признаку расы, национальности, религии и пола.

В статье 14 устанавливается признание документов об образовании, профессиональной квалификации и трудового стажа. Итак, мигрантам, обеспечивается признание документов, необходимых для трудоустройства, полученных в стране выезда, а также трудового стажа за период работы в государстве трудоустройства.

Сами за себя говорят статьи 15, 16 и 18 "Обеспечение занятости" и "Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта", "Право на вступление в профсоюзы".

Статьей 17 устанавливается право мигрантов на все виды пособий и выплат в случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка наравне с гражданами государства трудоустройства в соответствии с его законодательством. Подчеркнуто, что расходы несет государство трудоустройства. Сказано там и о пенсионном обеспечении мигрантов и членов их семей, которое "регулируется законодательством страны трудоустройства, выезда и международными соглашениями".

Кроме того, государство трудоустройства статьей 19 "Доступ к образованию" обязывают бесплатно организовывать изучение трудящимся-мигрантам и ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ языка), профессионального обучения и а также доступа ИМ и ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

Также государства выезда и въезда должны содействовать на своей территории изучению языка государства трудоустройства; последнему также запрещено "препятствовать изучению и использованию мигрантами и членам их семьи родного языка.

Мигранты также получат право БЕСПОШЛИННОГО ввоза и вывоза личного имущества, инструментов и оборудования, необходимого для работы (ст.22).

Усиливается ответственность работодателей, которые в некоторых случаях должны будут в трудовом договоре оговаривать проживание, порядок переезда мигранта и его семьи, возвращении и соцстраховании.

И даже в краткой статье 10 "Депортация, административное выдворение и реадмиссия" установлено, что затраты на высылку "могут взыскиваться с работодателя или являться расходной частью госбюджета государства въезда. Иногда – за счет высылаемого иностранца.

Закон не дышло?

В принципе, даже не вчитываясь особо в разъяснения терминов, любой мало-мальски грамотный человек понимает их суть, как, впрочем, и конкретно подразумеваемые страны, хотя в модельном законе не названо ни одно государство. Ведь общеизвестно, что основной страной трудоустройства является Россия, в небольшой степени – Белоруссия и Казахстан. Следовательно, всю многостороннюю помощь мигрантам должны будут законодательно оказывать именно эти страны.

Председатель Комитета Госдумы Федерального собрания РФ по охране здоровья, и одновременно зампредседателя постоянной комиссии МПА СНГ по соцполитике и правам человека Сергей Калашников в своих выступлениях в Душанбе был настроен решительно.

"Модельный закон предусматривает значительное расширение прав и возможностей мигрантов; при этом в российском обществе существуют прямодиаметральные настроения по отношению к ним. Тем не менее, - заверил С. Калашников, - этот закон в России будет принят".

Между тем, Казахстан, не собирается оказывать помощь семьям мигрантов. Представитель КЗ заявил на заседании, что несмотря на рекомендуемый акт, существует право каждого государства принимать то иное требование к мигрантам. Например, в связи с терроризмом, вправе предъявлять дополнительные поверки, и индивидуально решать вопросы налогообложения и постановки на учет.

Экономист Собир Курбанов, комментируя содержание модельного закона, сказал: "При чтении этого закона возникает вопрос – за счет каких фондов будут формироваться расходы на мигрантов и членов их семей? Для России это будут большие, даже огромные расходы, поскольку там около 10 млн. мигрантов.

Если Россия, как принимающая сторона, действительно возьмет на себя эти расходы, то для наших мигрантов это будет хорошо, просто замечательно. И я это приветствую.

Хуже будет, если часть средств на вышеназванные выплаты будет взиматься с мигрантов. Ведь для легальных мигрантов вполне возможно введение дополнительных видов оплаты, например, за пересечение границы, трудоустройство. И в этом случае их положение может еще более осложниться".

Отвечая на вопрос о том, может ли Таджикистан, в свою очередь, выдержать аналогичные расходы, С. Курбанов отметил: "Закон рассчитан на граждан СНГ, а из этих стран к нам практически никто не приезжает работать. Это тем более безопасно, что в Таджикистане нет страховой медицины и полисов".

В Миграционной службе Таджикистана тоже положительно оценили модельный закон, отметив, что он представляет большие преимущества для таджикских мигрантов. Но при этом обратили внимание, что большая часть льгот будет осуществима при наличии дополнительного двухстороннего соглашения между государством выезда и государством трудоустройства.

"Следовательно, на структуры, занимающиеся вопросами миграции в Таджикистане, ложится немалая ответственность по разработке и принятию межправительственных соглашений", - отметили специалисты МС РТ.

Валентина Касымбекова

СТРАНЫ ЕС. Воссоединение семьи или так называемая семейная миграция являются трендом в миграционных потоках зарубежных стран. Франция ежегодно прирастает новыми мигрантами, большая часть которых прибывает в страну по линии семейной миграции: около 50 % мигрантов прибывают по линии воссоедения с семьей; более 20 % - для работы и учебы и почти 25% - % по иным основаниям, предусмотренным во французском законе "о миграции и интеграции" . Порядка 65% новых мигрантов прибывают в США по линии воссоединения с семьей . При этом, свобода правового усмотрения при осуществлении миграционной политики зарубежных государств сочетается с индивидуальным принятием решения по каждому случаю воссоединения семьи. Такая позиция приводит на практике к установлению жестких требований и критериев для мигрантов по линии воссоединения с семьей.

Источник : ЦентрАзия

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация