ОЮЛ «Ассоциация Гильдий Соотечественников», обратились к президенту Кыргызстана Садыру Нургожоевичу Жапарову, по вопросу  нового Закона "О государственном языке Кыргызской Республики".

Национальная комиссия по госязыку завершила разработку проекта закона «О государственном языке». Он прошел общественное обсуждение и будет передан на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Обновленная редакция представлена на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов КР.

Одним из проектов АГС является защита прав российских граждан и российских соотечественников в КР. Правовой центр работает с понедельника по пятницу и оказывает консультации, как очно, так и по телефону и эл.почте.

Приводим текст письма:

ПРЕЗИДЕНТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЖАПАРОВУ С. Н.

УВАЖАЕМЫЙ САДЫР НУРГОЖОЕВИЧ,

ОЮЛ «Ассоциация Гильдий Соотечественников», включающая в себя 44 организации различных организационных форм собственности (более 2500 рабочих мест), обращаемся к вам относительно новой редакции Конституционного закона «О государственном языке».

Национальной комиссией по государственному языку, по инициативе Правительства КР, была разработана новая редакция Конституционного закона «О государственном языке» (ID проекта 1162).  Просим Вас наложить вето на данный законопроект, либо вернуть его на доработку, как противоречащий экономическим и политическим принципам развития Кыргызской Республики.

Наше предложение базируется на следующих основаниях:

На странице Единого портала общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики  размещен проект новой редакции Конституционного Закона КР «О государственном языке Кыргызской Республики», где указывается, что реализация данного проекта закона не требует финансирования и не затрагивает предпринимательскую деятельность. Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку реализация нововведений в данном проекте закона подразумевает большие расходы со стороны государства, а именно в реализацию ст. 4 Сфера применения государственного языка Кыргызской Республики:

  1. Государственный язык Кыргызской Республики подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;

2) в процессе подготовки и проведении выборов и референдумов;

3) в судопроизводствах Кыргызской Республики, Вооруженных силах Кыргызской Республики, правоохранительных органах;

4) при заключении международных договоров Кыргызской Республики;

5) в нормативных актах, делопроизводстве и документообороте;

6) в наименованиях государственных органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

7) в географических наименованиях и названиях объектов топонимики, в именах;

8) в фирменных наименованиях, товарных знаках и знаках обслуживания;

9) в нотариате, при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Кыргызской Республики, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации и иных бланков государственного образца;

10) в сферах образования, науки, культуры, телевидения и радиовещания, средств массовой информации, книгоиздания, пользовательских интерфейсов компьютерных программ и веб-сайтов, публичных мероприятий, рекламы, транспорта, обслуживания потребителей и иных публичных сферах;

11) в иных определенных законодательством сферах.

                Правоприменение предлагаемых норм повлечет за собой большие вложения ресурсов, как человеческих, так и финансовых на заказ и изготовление бланков государственного образца, затормозит на неопределенный срок документооборот и выдачу документов населению государственными органами, что в свою очередь, может повлиять на процесс принятия решений в стране и на работу организаций малого, среднего и крупного бизнеса.  В числе других предлагается ст. 34 абзац 2 п.1 «Государственные органы создают необходимые условия для функционирования и развития государственного языка», что влечёт за собой обязательность дополнительного функционала ряда сотрудников госорганов КР «с возложением на них обязанностей по развитию государственного языка и проведению лингвистической экспертизы документов на государственном языке».

Разработчики проекта НПА утверждают, что предлагаемый законопроект не влияет на предпринимательскую деятельность, что не соответствует действительности. Вступление в силу предлагаемого законопроекта (разработчики предлагают - со дня официального опубликования). окажет существенное влияние на предпринимательскую деятельность, как уже говорилось выше. Причем для некоторых сфер предпринимательской деятельности предлагаемые инициативы могут привести к экономической нецелесообразности оказания услуг или проведения работ и закрытию предприятия, увеличению накладных расходов для организаций, не зависимо от их форм собственности и направления деятельности, а это риск снижения количества налогоплательщиков в стране и уменьшение количества рабочих мест для населения в период затянувшегося экономического кризиса в стране и во всем мире. 

Необходимо отметить, что Статьи 1 и 2 предлагаемого законопроекта, полностью нивелируют роль официального языка, поскольку роль языка межнационального общения отводится государственному языку.

В предлагаемой редакции Конституционного проекта Закона: Статья 1. п.4: «Государственный язык является языком межнационального общения в Кыргызской Республике, объединяющий всех этносов Кыргызской Республики и способствующий укреплению их взаимопониманий и связей.»

Это противоречит нормам действующего законодательства КР в определении языка – межнационального общения. При условии, что в Кыргызской Республике проживает более 23 национальностей, не относящихся к «титульному народу », и исторически сложилось, что в качестве языка межнационального общения используют – русский язык. Как одно из приоритетных факторов при выборе проживания и ведения предпринимательской деятельности со стороны иностранных лиц является законное закрепление русского языка в Конституции КР, как официального языка .

В действующем Законе КР «Об официальном языке Кыргызской Республики» (В редакции Законов КР от 28 июля 2008 года N 170, 25 февраля 2013 года N 33)

Ст. 1. Абзац 2 и 3 «Официальным языком Кыргызской Республики признается язык, который служит языком межнационального общения и способствует интеграции республики в мировое сообщество. Официальным языком в Кыргызской Республике является русский язык.»

Помимо того, что предлагаемая инициатива может косвенно повлиять на отток капитала и людских ресурсов граждан Кыргызской Республики. Предлагаемый законопроект может повлиять на инвестиционный климат и поток импорта из стран ЕАЭС . Одним из критериев создания Кыргызско-Российских предприятий в КР и развития экспортно-импортных потоков между странами ЕАЭС является свободное владение русским языком кыргызстанцев.

Данный законопроект вводит дополнительные требования и, соответственно, дополнительные расходы на его реализацию практически на все сферы деятельности не зависимо от потребностей общества.

Разработчики проекта Закона предусматривают в ст. 36 разработку Программы развития государственного языка, которая будет «определять основные стратегические цели и приоритетные задачи государственной политики по поддержке государственного языка в течение соответствующего периода времени, а также меры, которые планируется осуществить для достижения указанных целей и задач.» При этом установлено, что «Программа должна разрабатываться и реализовываться с учетом установленных законом гарантий и льгот, необходимых для удовлетворения потребностей граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства в изучении государственного языка и распространения его использования в Кыргызской Республике, так и за ее пределами.».

К сожалению, Указ Президента Кыргызской Республики «О дальнейшем развитии государственного языка Кыргызской Республики» (от 20 января 1998 года № 21), Указ Президента Кыргызской Республики «О программе развития государственного языка Кыргызской Республики на 2000-2010 годы» (от 20 сентября 2000 года № 268), Указ «О Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике» от 10 апреля 2013 года УП №74, Национальная Программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы  и Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 октября 2020 года № 510 «Об утверждении Программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2021-2025 годы» не смоли создать экономические и институциональные предпосылки для «кардинальных изменений в расширении сфер использования кыргызского языка, прежде всего в государственном управлении, делопроизводстве и профессиональной коммуникации, а также в системе высшего образования» .

Необходимо отметить, что так как новая Программа только планируется к разработке где, будут «определять основные стратегические цели и приоритетные задачи государственной политики по поддержке государственного языка» в стране, а согласно предлагаемой редакции проекта Закона КР нормы и санкции за их неисполнение, при вступлении Закона в силу (со дня официального опубликования), будут обязательны к исполнению, можно предположить риск неисполнения предлагаемых норм. Поскольку, как государственный бюджет, так и бюджеты организаций, всех форм собственности, на следующий год не предусматривали средств на выполнение обязательств по внедрению государственного языка в объеме, предусмотренном предлагаемым проектом закона.

Мы, как граждане Кыргызской Республики и иностранные граждане, которые проживают на постоянной основе в Кыргызстане, выступаем за развитие кыргызского языка, как государственного, но развитие должно основываться прежде всего на методиках обучения, а не на запретительных мерах, ставящих единовременно (с момента официального опубликования закона) не возможность жить и работать гражданам и предпринимателям в Кыргызской Республике. Мы предлагаем развивать государственный язык с учетом установленных законом гарантий и льгот, необходимых для удовлетворения потребностей граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства в изучении государственного языка, как и предлагается в планируемом НПА.

Господин Президент, обращаемся к Вам, как гаранту  Конституции Кыргызской Республики, прав и свобод человека и гражданина   не допустить ущемление прав граждан Кыргызской Республики и иностранных лиц, проживающих в стране на постоянной основе, работающих на благо нашей страны в силу своих возможностей и  использующих официальный язык, как язык межнационального и межстранового общения для развития Кыргызстана. Рассмотреть возможность при обязательном развитии государственного языка, параллельное использование официального языка, как второго языка во всех сферах жизнедеятельности в Кыргызской Республике.

На основании вышеизложенного, просим Вас наложить вето на предлагаемый Конституционный Закон Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики», как экономически и политически не целесообразный, либо вернуть его на доработку для внесения не дискриминационных норм для граждан Кыргызской Республики.

Рассмотреть возможность развития двуязычного использования языков (государственного и официального)  во всех сферах жизнедеятельности на территории Кыргызской Республики.

Ниже приведены предлагаемые шаги для развития государственного языка в КР и мотивации для его внедрения в организациях всех форм собственности без ущемления прав:

- Ведение делопроизводства и документооборота (в том числе подготовка ответов на запросы и письма для граждан КР, иностранных граждан и лиц без гражданства) в государственных органах как на государственном языке (кыргызский язык), так и на официальном (русский язык). Подготовка письменных ответов со стороны госорганов и органов МСУ на языке обращения.

- Рассмотреть возможность, организации обучающих курсов литературного кыргызского языка (в том числе при поддержке Государства) для граждан КР и лиц без гражданства, на льготной основе (для малоимущих слоев населения на бесплатной основе), в том числе для взрослого населения. Для образовательных организаций (юридических лиц) - языковых курсов, преподающих государственный язык, ввести налоговые каникулы на 1 год (например, при успешном обучении не менее 100 человек в год).

- Ужесточить государственный контроль за соблюдением законодательства КР в вопросах дискриминации по языку, особенно со стороны правоохранительных, судебных органов и других госорганов, работающих с населением.

- Для привлечения к политической и экономической жизни в стране все слои населения вести прямую трансляцию заседаний Жогорку Кенеш КР на двух языках (государственный, официальный) и сурдопереводом для лиц с физическими проблемами со здоровьем.

С уважением,

Члены ОЮЛ «Ассоциация Гильдий Соотечественников»

Контактный телефон: +996 777938888

Напоминаем, что совсем недавно с открытым письмом по вопросу нового Закона "О государственном языке Кыргызской Республики" к президенту обратились члены Координационного совета организаций Российских соотечественников в Кыргызской Республике

http://www.rusinkg.ru/article/6-obshchestvo/8024-otkrytoe-pismo-prezidentu-kyrgyzskoj-respubliki-ot-chlenov-koordinatsionnogo-soveta-organizatsij-rossijskikh-sootechestvennikov-v-kr

Источник: http://www.rusinkg.ru/

Пресс-служба «Россия в Кыргызстане»

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация